Услуги логопеда в Минске Ведущий рубрики"Логопедия,дефектология" на форуме PROFI.TUT.BY Консультант по вопросам речевого развития детей на сайте mamochki.by 2008 г. - присужден грант Мингорисполкома за разработку образовательного проекта «Создание модели сопровождения ребенка с общим недоразвитием речи в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи дошкольного учреждения»
Работаю с детьми с дизартрией,алалией,общим недоразвитием речи, с детьми с нарушением слуха в городе Минске. |
Обратная связь |
Жил был король. Очень стеснительный. Все время краснели заикал- ся. Вот стал он как- то распекать одного мужика заплохую пахоту. - Что же ты - говорит, - Б- б- б- братец, пашешьплохо? И жена на тебя жа- а- а- алуется. . . Придется тебе голову о- о- о-т- т- т- т- т- т- т- т- т- т- т, - он хотел сказать:" отрубить ", -но не смог. Только покраснел больше обычно го, махнул рукой и простил мужика.
Заикание – один из самых тяжелых недугов – Как у дракона «о многих головах», у него вдруготрастают, казалось бы, навсегда отрубленные головы. Его главная причина - судороги, а что такое судороги,известно каждому, кто хоть раз долго купался в ледяной воде. В мышцах возникаетболь, они резко напрягаются и как бы деревенеют.. Судороги бывают клоническими- кратковременное сокращение мышц, словно при дрожи от холода, и тоническими -длительный спазм, который не дает говорить. Попробуемописать их следующим образом: 6 метров дороги - это слово из 6 букв. Сказать это слово - проехать 6 метров. П Р И В Е Т
Заикающийся, словно водитель, нажимает на газ,проезжает 1 метр (произносит 1 ЗВУК ) и нажимает на тормоз, речьостанавливается, а надо без остановки проехать 6 метров. Он снова на газ - 1метр и торможение, газ - тормоз, газ - тормоз, - на самом деле тормоз нажат всевремя, просто газ прорывается толчками. Когда заикающийся перестает сопротивляться речи,договаривает все таки слово до конца- пппппривет. Это клоническоезаикание . Второй тип тоническое: заикающийся до произношенияслова "зажимает тормоз и нажимает на газ - двигатель ревет (заикающийсямычит), а машина ни куда не едет"(слово не произносится). Потом отпускаеттормоз и едет(договаривает слово) - пэээээээривет. Образно, но точно.
Правила речи при заикании: «Говори меньше — думай больше», в соответствии с ним первый закон: Прежде подумайте, потом говорите. Он лучше запомнится, если выучить четверостишие: Сказать тебе нужно немало, Спокойно подумай сначала, Потом начинай говорить. Логопед дает образец правильного плавного чтения четверостишия, помогая себе дирижированием и обращая внимание детей на то, что, если бы прочитано было быстро и скороговорением, они ничего бы не поняли, следовательно, второй закон: Говорите в спокойном темпе. А вот как он звучит в рифмованных строках: Не торопись и не спеши И станет наша речь красивой И четкой и неторопливой.
В своем «Бортовом журнале» дети самостоятельно рисуют символы плавной речи (это может быть плывущий по волнам корабль или просто волны). Логопед объясняет, что корабль движется по волнам неторопливо, спокойно, и спрашивает: «Что его движет, что надувает паруса?» «Ветер, воздух». Логопед продолжает: — И нам для того, чтобы говорить, нужен воздух. (Логопед демонстрирует речевой вдох через слегка приоткрытый рот, обращая внимание на то, что плечи при вдохе неподвижны, а стенка живота немного выдвигается вперед). «Положим ладонь на живот: Вдох—выдох. Какое движение совершает рука? Она словно волна. Во время паузы происходит расслабление и подготовка к следующему вдоху». Логопед рисует на доске, а дети — в своих «журналах» волны речевого ритма. Поэтому третий закон: Говорите всегда на выдохе. Стихотворение учим в медленном темпе: Всегда говорим мы, когда выдыхаем, Как будто бы парус мы ртом надуваем. Рисуем символ третьего закона — парус. В безбрежном пока океане речи встречается остров. Логопед вешает на доску картинку с изображением острова, на котором возвышается замок, на воротах его висит замок, просит сравнить два эти слова: — Слова пишутся одинаково, у них одинаковые буквы, но при произнесении в них дольше звучат разные звуки и от этого изменяется смысл слова. Четвертый закон: Выделяйте долгие гласные звуки в словах. Чтобы не попасть в беду и не утонуть в океане речи, нужен спасательный круг — символ четвертого закона, который легко запомнить, выучив следующие строки: В море опора — спасательный круг, Если случится беда, Также в слове — долгий наш звук Служит опорой всегда. А теперь отдохнем, поиграем в слова. Играя, мы отрывисто произносим слова, потому что они не связаны между собой по смыслу. Если они связаны по смыслу, значит это предложение, и вот наш пятый закон: Слова в предложении произносите слитно. Плавно, слитно льется речь, Так вода умеет течь. Предложение — это законченная картина, слово в ней — отдельный мазок, но мазок кисти в отдельности — это хаос, чтоб из отдельного хаоса мазков получилась картина, нужно их соединить (дети рисуют картину моря красками) — законченная картина и есть символ плавной речи. В далеком плавании морякам приходят письма из дома, иногда они написаны, а иногда нарисованы (раздать детям карточки с сюжетными картинками и заданием: составить по картинкам небольшой рассказ из 2—3 предложений). Наш шестой закон: В конце каждого предложения делайте паузу. Говори и отдыхай, Якорь с корабля бросай, Паузу-якорь не забудь, Отдохни и снова в путь. Символ шестого закона — якорь. Нужна остановка, чтобы отдохнуть во время отдыха будем ловить рыбу (раздать детям разрезные картинки с изображением разных пород рыб разных по форме, цвету; дети подбирают, выделяя отличительные признаки). Нужно составить небольшой описательный рассказ каждому о своей рыбе. Например: «Это рыба окунь, она живет в реке, у нее на теле есть полоски. Хвост и плавники оранжевого цвета». Желая рассказать о чем-то подробнее, вы должны выдерживать паузы внутри длинного предложения, длинные предложения делить на смысловые отрезки. Седьмой закон: После смыслового отрезка делайте паузу: Хочешь фразу удлинить, Умей фразу разделить. Скажешь четко два — три слова, Вдох бери спокойно снова. Тренировка на пересказе коротких рассказов. Обратить внимание на то, что предложения прочитаны детьми не всегда одинаково, например: Моряк отважный человек // Моряк отважный человек // Моряк отважный человек. В зависимости от того, какое слово выделено, оно и считается главным и от этого меняется смысл. Попробуем сказать без логического ударения получается скучно, монотонно. Чтобы наша речь была понятной и выразительной нужно делать логические ударения. И вот мы вывели наш следующий, восьмой закон: В каждом предложении выделяйте главные по смыслу слова — делайте логические ударения. Слово главное найдем. В каждом предложении. Мысль любую подчеркнем, Сделав ударение. Символ этого закона — компас. Тренируемся в составлении предложений и выделении главного по смыслу слова. Вот мы и вывели основные законы правильной речи. Вы заметили, что правила помогают говорить спокойно. Моряку не страшны любые шторма. Он всегда уверенно и спокойно смотрит вперед. Так и вам при разговоре надо спокойно смотреть на того, с кем говорите. Наш последний девятый закон: При разговоре спокойно смотрите на собеседника: Моряк уверенно глядит В лицо любым штормам. И на того, с кем говорим, Смотреть не страшно нам, Ты, как моряк, вперед гляди, Общаясь, взгляд не отводи! Научившись пользоваться этими правилами, дети станут более уверенными в своих речевых возможностях |
© yourlogoped |