Услуги  логопеда в Минске

Здравствуйте, я логопед-дефектолог Борисевич Татьяна Сергеевна.

 Ведущий рубрики"Логопедия,дефектология" на форуме PROFI.TUT.BY  

Консультант по вопросам речевого развития детей  на сайте mamochki.by  

  2008 г. - присужден грант Мингорисполкома за разработку образовательного проекта «Создание модели сопровождения ребенка с общим недоразвитием речи в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи дошкольного учреждения»

2009 году в научно-методическом журнале "Пралеска" (№1) опубликована статья по планированию работы на пункте коррекционно-педагогической помощи

2010 г. - финалист городского конкурса «Столичный учитель - столичному образованию в номинации Педагог специального образования»

 

Работаю с детьми с дизартрией,алалией,общим недоразвитием речи, с детьми с нарушением слуха в городе Минске.  

Осуществляю логопедический массаж.

Провожу логопедические занятия со взрослыми людьми. 


Занимаюсь с детьми раннего возраста , у которых отмечается задержка психического и предречевого развития.


Вступайте в группу В Контакте , где  Мы будем делиться интересными идеями о том, что можно сделать вместе с детьмиили для них

Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

Занимаясь логопедией, мы не можем не пользоваться данными оториноларингологии, неврологии, психологии, психопатологии,психиатрии, клиники олигофрений, педиатрии и, конечно, такого раздела стоматологии,как ортодонтия, изучающей этиологию, патогенез, особенности зубочелюстных аномалий, методы их диагностики и лечения.

Особенности развития зубочелюстной системы
В развитии зубов можно выделить три основных периода или стадии.
Первый период - закладка и образование зубных зачатков. Второй - ихдифференцировка. Третий - формирование тканей зубов.
Развитие происходит под влиянием дыхания, глотания и сосания.

У физиологического смыкания зубных рядов в молочном прикусе есть некоторыеособенности.
1. Дистальные (задние) поверхности зубов располагаются в одной вертикальной плоскости.
2. Верхние передние зубы перекрывают нижние и плотно с ними контактируют. В области боковых зубов отмечается плотное бугрофиссурное смыкание IV и V.
3. Фронтальные зубы располагаются без трем (интервалов).

Особое внимание следует обратить на пункт 2, в которомговорится, что верхние передние зубы плотно контактируют с нижними. Этуособенность молочного прикуса не нужно считать патологией. Иногда логопеды,обследуя артикуляционный аппарат ребенка, принимают такой плотный контакт зааномалию, т.е. недостаток информации по ортодонтии приводит к невернойдиагностике и рекомендациям.

Период подготовки к смене молочных зубов на постоянныепродолжается от 4 до 6 лет. В это время наблюдается активный рост челюстныхкостей. Для него характерны следующие признаки:
- физиологические тремы и диастемы (щели между центральными резцами)свидетельствуют о несоответствии между размерами зубов и альвеолярных отростковчелюстей;
- режущие края и жевательные поверхности зубов стираются, что способствует выдвижению нижней челюсти;
- корни молочных зубов рассасываются, в позадимолярной области и переднемотделе активно растут челюстные кости, заканчивается формированиевисочно-нижнечелюстных суставов;
- нижняя челюсть в результате активного роста смещается вперед, превалируетфункция жевания, формируется прямая скользящая окклюзия (смыкание вофронтальном участке зубных рядов), дистальные поверхности вторых молочных  моляров образуют мезиальную ступень.

Прорезывание постоянных зубов начинается в 6-8 лет изаканчивается к 20-25 годам. В целом их развитие аналогично развитию молочных.
При смене молочных зубов на постоянные последовательность прорезывания такова:6-1-2-4-3-5.

В периоде прикуса зубочелюстная системахарактеризуется следующими параметрами: количество, группы и размеры зубов,форма зубных рядов, вид их смыкания. Количество зубов - 28, по 14 на каждойчелюсти и по 7 на каждой ее половине. Группы зубов - резцы (1, 2), клыки (3),премоляры (4, 5), моляры (6, 7, 8). Форма верхнего зубного ряда - полуэллипс,нижнего - парабола. В этом периоде заканчивают формироваться корни постоянныхзубов.

Для физиологического прикуса постоянных зубовхарактерны следующие признаки:
- верхние боковые зубы перекрывают нижние на глубину продольной фиссуры(складки между бугорками на внутренней поверхности зубов), а во фронтальномучастке верхние резцы перекрывают нижние не более чем на одну треть и междуними имеется режуще-бугорковый контакт;
- каждый зуб верхней челюсти антагонирует с одноименным зубом нижней ипозадистоящим зубом, а каждый зуб нижней челюсти антагонирует с одноименнымзубом верхней и впередистоящим зубом;
- средняя линия проходит между центральными резцами;
- верхние зубы наклонены вестибулярно (под углом), а нижние располагаютсяотвесно.

Следует рассматривать несколько видов физиологическогоприкуса, для которых характерно нормальное смыкание зубных рядов в боковыхучастках и передних зубов. Прикус является физиологическим только тогда, когдасозданы условия для нормального функционирования мышц челюстно-лицевой области,височно-челюстных суставов и пародонта.

Мышцычелюстно-лицевой области
К основным группам мышц челюстно-лицевой области относятся: жевательные,надподъязычные, мимические и мышцы языка. Названия мышц характеризуют все ихфункции. Так мимические мышцы участвуют преимущественно в мимике, ноодновременно и в дыхании и речи, меньше - в жевании, а жевательные мышцы - преимущественнов жевании, речи и меньше - в дыхании.
Группу жевательных мышц составляют: жевательная, височная, латеральнаякрыловидная и медиальная крыловидная. Жевательная мышца поднимает нижнюючелюсть, выдвигает ее вперед и смещает в свою сторону. Височная мышцаобеспечивает подъем опущенной нижней челюсти и возвращение назад выдвинутойвперед челюсти. Латеральная крыловидная мышца выдвигает нижнюю челюсть впередпри двустороннем сокращении обеих мышц, а при одностороннем сокращении смещаетчелюсть в сторону, противоположную сократившейся мышце. Медиальная крыловиднаямышца при одностороннем сокращении смещает нижнюю челюсть в противоположнуюсторону, при двустороннем - поднимает ее.

Надподъязычныемышцы носят вспомогательный характер,обеспечивая движения нижней челюсти. К ним относятся: переднее брюшкодвубрюшной мышцы, подбородочно-подъязычная, челюстно-подъязычная мышцы, которыеопускают нижнюю челюсть.

Мимическимимышцами являются: затылочная,круговая лица, круговая рта, щечная, большая скуловая, поднимающая верхнююгубу, клыковая, смеха, опускающая угол рта, подбородочная и др. Сокращениемимических мышц придает лицу определенные эмоционально окрашенные выражения,смена которых называется мимикой.

Наибольший интерес как для ортодонта, так и для логопеда представляет круговая рта иподбородочная мышцы. Они принимают участие в образовании звуков,захватывании и удержании мышц в полости рта, замыкании его при жевании и имеютособое значение у грудных детей при сосании и приеме жидкой пищи.

Важная роль в осуществлении функций жевания, глотания и речеобразованияпринадлежит языку. Среди мышц языка различают те, которые имеют точкиприкрепления на костях, и начинающиеся в мягких тканях - собственно относящиесяк языку. Все его движения происходят либо при расслаблении, либо присокращении. При этом происходит плотная фиксация подъязычной кости.Собственные мышцы языка, сокращаясь, делают его плоским, утолщают или придаютему желеобразную форму. Мышцы, начинающиеся на костях, обеспечивают перемещениеязыка во всех направлениях, при этом они перемещают и натягивают ткани днаполости рта, изменяя их форму. Изменение положения языка осуществляетсяподбородочно-язычной, подъязычно-язычной, шилоязычной и нёбно-язычной мышцами.Говоря о мышцах челюстно-лицевой области, необходимо упомянуть о таком понятии,как миодинамическое равновесие, под которым подразумевается относительнаяустойчивость жевательной и мимической мускулатуры, долго сохраняющаяся беззаметных колебаний и способствующая относительно стабильному состояниюзубочелюстной системы. Миодинамическое равновесие нарушается под воздействиеммногих внешних и внутренних факторов, в результате чего могут формироватьсязубочелюстные аномалии. Эти отклонения могут быть обусловлены способомвскармливания ребенка, его положением во время сна, кормления, болезнямидетского возраста, вредными привычками, несовершенным актом жевания, глотания,дыхания и речи. В строении зубочелюстной системы следует отметить рольвисочно-нижнечелюстного сустава, нарушения в строении и функциях которого ведутк серьезным отклонениям.

 

Аномалии окклюзии зубных рядов
Несмотря на то, что любая аномалия зубочелюстной системы может влиять на звукопроизношение, мы остановимся на аномалии окклюзии зубных рядов, так как далее будут рассмотрены именно ее пути коррекции.
Прикус - это смыкание зубных рядов при привычном статическом положении нижней челюсти. Различают физиологический и аномальный прикусы.
При физиологическом прикусе смыкаются все зубы-антагонисты, центральное положение нижней челюсти и ее привычное положение совпадают. Эту окклюзию принимают за эталон правильного смыкания.
Физиологическое смыкание
зубных рядов
Понятия прикус и окклюзия в норме совпадают, т.е. понятия физиологический прикус и физиологическая окклюзия тождественны. Первый признак прикуса - смыкание зубных рядов, где нет смыкания, там нет прикуса. В таком случае речь идет об аномалиях окклюзии. Например, при отсутствии смыкания фронтальных зубов часто употребляемый термин открытый прикус не является правильным, и эту аномалию следует называть вертикальной резцовой дизоклюзией зубных рядов.
Окклюзию можно определить при выдвижении нижней челюсти вперед или в сторону (влево, вправо). При аномалиях зубочелюстной системы в некоторых случаях ребенок не может сомкнуть зубы в положении центральной окклюзии. Это происходит из-за неправильного и неравномерного стирания зубов, нарушения функции мышц, когда ребенку приходится смещать нижнюю челюсть вперед или в сторону. Такая окклюзия называется вынужденной, и она часто становится привычной. При трудностях выявления вида окклюзии на помощь приходит рентгенограмма.
Аномалии зубов и челюстей являются причиной нарушения смыкания зубов-антагонистов (окклюзия становится неправильной). Такое нарушение происходит в одном из трех направлений, принятых в ортодонтии (сагиттальном, трансверсальном и вертикальном), либо одновременно во всех или двух.
Следует рассматривать смыкание зубных рядов в боковых и переднем участках. Если нижний ряд смещается назад относительно верхнего или верхний переместился вперед относительно нижнего, между зубами-антагонистами образуется дистальная ступень, и формируется дистальная окклюзия.
Дистальная окклюзия
зубных рядов
Мезиальная окклюзия формируется, когда нижний зубной ряд перемещается вперед относительно верхнего или верхний смещается назад относительно нижнего.
Мезиальная окклюзия
зубных рядов
Рассмотрим теперь окклюзии, возникающие в вертикальной плоскости (напомним, что при физиологической окклюзии верхние передние зубы перекрывают одноименные нижние не более чем на одну треть, и имеется режуще-бугорковый контакт). Если резцовое перекрытие и смыкание отсутствуют, то это дизокклюзия, или, в просторечии - открытый прикус (хотя прикус открытым быть не может, так как нет смыкания зубов).
Вертикальная резцовая дизокклюзия
В боковых участках зубных рядов также может отсутствовать смыкание зубов. Тогда верхние передние зубы перекрывают одноименные нижние более чем на треть. В этом случае формируется глубокая резцовая окклюзия.
Глубокая резцовая окклюзия
Если же имеется глубокое перекрытие нижних зубов верхними и отсутствует их смыкание, то формируется дизокклюзия с глубоким резцовым перекрытием - глубокая резцовая дизокклюзия, или иначе - глубокий прикус (хотя прикуса нет, так как нет смыкания зубов).
Глубокая резцовая дизокклюзия
В зависимости от того в каком из принятых в ортодонтии направлений наблюдается патология, рассматривают перекрестную окклюзию, вестибулоокклюзию, лингвоокклюзию, палатиноокклюзию.
Рассмотрев аномалии зубов, зубных рядов, прикуса, можно судить о множестве зубочелюстных дефектов. Например, очень часто возникает сочетание нескольких аномалий окклюзии.
И очень часто, не ведая о том, с ортодонтическими проблемами сталкиваются и встают в тупик логопеды при постановке звуков и их автоматизации. Так происходит при механических дислалиях. Но логопед, думая о растянувшихся сроках коррекции, приходит к выводу, что имеет дело со стертой формой дизартрии, и меняет приемы исправления дефекта, что так же не дает желаемых результатов.
Опыт работы показывает, что так часто встречающаяся глубокая резцовая дизокклюзия дает, как правило, сигматизм шипящих звуков. При этой аномалии расстояние между верхним и нижним нёбом недостаточно для нормальной артикуляции. В результате шипящие звуки приобретают сходство со свистящими или смягчены. При коррекции этого дефекта логопед, а иногда и сам ребенок создают вынужденный прикус. В плане ордотонтии это нежелательно, потому что из одной аномалии получается другая. А в плане логопедии - неэффективно, потому что сроки автоматизации звуков заметно удлиняются.
Дистальная (прогнатия) и мезиальная (прогения) окклюзии, которые иногда тоже создают условия для механических дислалий, очевидны для логопеда.
В этом случае ребенка направляют на консультацию к ортодонту.
Но большая часть зубочелюстных аномалий, таких как вестибулоокклюзия, палатиноокклюзия, лингвоокклюзии и др., незаметна для глаз неспециалиста и порождает неразрешимые проблемы. Заметим также, что иногда прокладывание языка между зубами является не признаком дизартрии, а симптомом глубокой резцовой дизокклюзии, когда в полости рта не создается необходимый вакуум, и язык просто-напросто вываливается изо рта.
Вывод из всего сказанного напрашивается сам собой: перед тем как взять ребенка на занятие, нельзя ограничиваться обследованием детского психиатра, окулиста, отоларинголога и своим собственным, нужно заручиться еще одной справкой - от ортодонта - о состоянии зубочелюстной системы ребенка. Нужно отдать должное этим специалистам за предложенные логопедам вестибулярные пластинки и приемы миогимнастики, которые можно использовать как для коррекции зубочелюстных аномалий, так и для исправления речевого дефекта еще в молочном прикусе, когда проходит основная работа по коррекции речевого дефекта. Не надо ждать, когда сменятся зубы и ребенок наденет несъемные аппараты.
В этом случае мы теряем оптимальные сроки для восстановления речи, что часто выливается в неуспеваемость ребенка по русскому языку.
Преодоление аномалий окклюзии
Использование вестибулярных пластинок
Вестибулярными пластинками можно пользоваться сразу после выявления зубочелюстной аномалии. С их помощью решаются сразу две задачи: устраняется сама аномалия, и создаются условия для коррекции произношения.
А теперь немного из истории вестибулярных пластинок. Эти ортодонтические аппараты были созданы более 30 лет назад. Использовались как для коррекции зубочелюстного дефекта, так и в качестве вспомогательного средства для миогимнастики.
Известны стандартная и индивидуальная пластинки. Обе имели свои недостатки: стандартная пластинка была лишь трех размеров, чего, естественно, не хватало для разнообразия форм жевательного аппарата у детей различного возраста. Изготовление индивидуальной пластинки было слишком трудоемко. Неудивительно, что этот, в принципе, ценнейший аппарат не получил должного распространения.
И лишь в наши дни, в Германии, в клинике профессора Хинца создан модифицированный вид вестибулярных пластинок двух размеров. В своей статье, посвященной этим разработкам, И.Л. Калашникова, В.М. Чапала и И.Н. Минаева1 представляют вестибулярные пластинки следующим образом.
Пластинка размера I с красным кольцом (радиус 22,5 мм) предназначена для детей с молочным прикусом. Пластинка размера II с синим кольцом (радиус 30 мм) - для детей со сменным прикусом (5-7 лет). Вестибулярные пластинки обоих размеров бывают двух видов: мягкие из силикона и жесткие из пластмассы. Мягкие применяют для нормализации функций языка, жесткие - для устранения зубочелюстных аномалий.
Вестибулярные пластинки, разработанные немецкими ортодонтами, позволяют делать следующее:
- эффективно бороться с привычкой сосать пальцы, соски;
- перевести ротовое дыхание в носовое;
- развить круговую мышцу рта и нормализовать смыкание губ;
- исправлять инфантильное глотание;
- корригировать недоразвитие нижней челюсти;
- осуществлять миофункциональную тренировку;
- стимулировать процесс естественной саморегуляции растущего организма;
- эффективно устранять недостатки речи.
Уже с 3 лет, когда ребенок осознанно воспринимает лечение, возможно применение вестибулярных пластинок. Они свободно располагаются в преддверии рта и удерживаются, благодаря смыкательному рефлексу губ. Пластинку желательно носить 2-3 ч в день и надевать на ночь. Использование вестибулярных пластинок должно сопровождаться выполнением миогимнастики, о которой подробно будет сказано дальше. В среднем курс лечения продолжается
3 мес.
Пластинки для коррекции недостатков речи выпускаются двух видов: с проволочной заслонкой для языка и с бусинкой для его стимулирования. Пластинки сделаны из прозрачного гипоаллергенного материала, что позволяет контролировать положение языка.
При глубокой резцовой дизокклюзии ребенок во время постановки зазубных свистящих звуков не может удерживать язык за нижними зубами. На помощь приходит пластинка с заслонкой. Пластинку с бусиной можно применять при артикуляционной гимнастике, для коррекции звука [р] и шипящих (бусинка, закрепленная на проволоке, удерживает язык в физиологически правильном нёбном положении), а также при ринолалии.
1. При функциональной ринолалии, когда недостаточна подвижность мягкого нёба.
2. При врожденной ринолалии в послеоперационном периоде для тренировки вялых мышц и тканей полости рта.
Вестибулярную пластинку с бусинкой применяют при патологически ускоренном (тахилалии) и патологически замедлен ном (брадилалии) темпе речи. Возможно ее использование в комплексе мер по устранению заикания.
Применение вестибулярных пластинок показано детям от 3 до 7 лет с ортодонтическими и речевыми проблемами. Они значительно повышают эффективность упражнений, выполняемых ребенком днем, и позволяют устранить дефект в более короткие сроки.
Миогимнастика
В разделе о вестибулярных пластинках уже говорилось, что их применение, как правило, сочетается с выполнением миогимнастики как метода профилактики и коррекции зубочелюстных и речевых аномалий (по В.А. Дистель, В.Г. Сунцову, В.Д. Ваглер). Она применяется и как самостоятельный вид работы для восстановления функций носового дыхания, глотания, жевания, речи.
Миогимнастика - это упражнения для мышц, окружающих зубные ряды.
Проведение занятий по миогимнастике должно соответствовать основным педагогическим принципам: систематичности, последовательности, сознательности и активности, доступности и индивидуализации, повторности и наглядности.
Основные правила проведения следующие:
- сокращения мышц должны совершаться с максимальной амплитудой;
- интенсивность сокращений мышц не должна быть чрезмерной;
- скорость и продолжительность сокращений должны постепенно увеличиваться;
- между двумя последовательными сокращениями должна быть пауза, равная продолжительности самого сокращения;
- сокращения мышц при каждом упражнении должны повторяться несколько раз и продолжаться до появления чувства легкой местной усталости;
- наиболее благоприятный возраст для проведения миогимнастики - от 4 до 7 лет.
Упражнения для детей
младшей и средней групп
Нормализация функции дыхания
Упражнения выполняются на утренней зарядке, уроках физкультуры, во время прогулки.
И.п.: состояние правильной осанки - голову и туловище держать прямо, плечи слегка отведены назад и чуть опущены, грудь развернута, живот подтянут, коленные суставы выпрямлены.
1. Полное дыхание. Продолжительно вдохнуть через нос. Во время вдоха живот надувается, затем расширяется грудная клетка. При выдохе (через нос), наоборот, вначале уменьшается объем груди, затем втягивается живот.
2. Грудное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время грудная клетка расширяется, а живот втягивается. При выдохе (через нос) - наоборот.
3. Брюшное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время живот выпячивается. При выдохе (через нос) - живот втягивается.
4. Полный удлиненный выдох. Шагать в среднем темпе. Вдыхать и выдыхать только через нос. На три шага - вдох, на четыре - выдох. Через 3-4 дня продолжительность выдоха следует увеличить на один счет (5-6) и т.д.
5. Вдохнуть и выдохнуть поочередно одной ноздрей. Другую можно плотно прижать пальцем.
Укрепление глоточной мускулатуры
Упражнения выполняются на утренней зарядке, уроках физкультуры.
И.п.: спина прямая, руки на поясе.
1. Голову попеременно максимально откидывать назад, наклоняясь вперед.
2. Запрокинуть голову назад. В этом положении попеременно поворачивать ее, не опуская подбородок, вправо, затем влево.
3. Запрокинуть голову назад. В этом положении попеременно наклонять ее к правому и левому плечу.
Нормализация функции смыкания губ
Упражнения выполняются на занятиях по развитию речи.
И.п.: сидя перед зеркалом, голову держать прямо, плечи слегка отведены назад и чуть опущены, ноги вместе, пятки вместе, живот подтянут.
1. Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить трубочку, широко растянуть.
2. Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить рупор, хоботок.
3. Губы сомкнуть, надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы.
4. С усилием выдувать воздушную струю (дует ветерок, погасим свечу, делаем бурю).
Тренировка мышц языка
и нормализация типа глотания
Упражнения выполняются в группе на занятиях по развитию речи.
И.п.: сидя перед зеркалом, голову держать прямо, плечи слегка отведены назад и чуть опущены, грудь развернута, живот подтянут, колени согнуты, ноги вместе, пятки вместе.
1. Часики. Рот открыт, языком совершать медленные круговые движения по верхней, затем по нижней губе.
2. Накажем непослушный язычок. Положить язык на нижнюю губу, шлепать по нёбу верхней губой: на-на.
3. Будем красить потолок. Представить, что язычок - это кисть, а твердое нёбо - потолок. Слушая стихотворение, выполнять движения, соответствующие тексту.
Красить комнаты пора,
Пригласили маляра.
Он приходит в старый дом
С новой кистью и ведром.
4. Отбойный молоток. Изобразить языком работу отбойного молотка: д-д-д-д.
5. Всадники. Сесть верхом на стульчик и, широко открывая рот, щелкать языком.
Упражнения для детей старшей
и подготовительной к школе групп
Нормализация функции дыхания
Упражнения выполняются на утренней зарядке, уроках физкультуры, во время прогулки.
1-5. Выполнять упражнения предыдущего комплекса.
6. Выдохнуть. Нос зажать пальцами. Медленно вслух считать до пяти, затем сделать глубокий вдох и выдох через нос.
Укрепление глоточной мускулатуры
Упражнения выполняются на утренней зарядке, уроках физкультуры.
1-3. Выполнять упражнения предыдущего комплекса.
4. Губы сомкнуть, затем перемещать их поочередно вправо и влево.
5. Губы сомкнуть, надуть воздух под верхнюю, затем под нижнюю губу.
6. Согнутые мизинцы вложить в углы рта, губы не смыкать, пальцы слегка развести в стороны, губы сомкнуть.
7. С усилием выдувать воздушную струю (дует ветерок, погасим свечу, сделаем бурю).
Тренировка мышц языка
и нормализация типа глотания
Упражнения выполняются в группе на занятиях по развитию речи.
1-5. Выполнять упражнения предыдущего комплекса. После их освоения можно включить в занятия более сложные.
6. Язык поднять вверх, прижать к переднему участку твердого нёба в области нёбных складок. Сжать зубы, проглотить слюну, фиксируя положение языка.
7. Кончик языка поднять вверх, расположить его у переднего участка твердого нёба. Переместить язык по своду максимально назад к мягкому нёбу.
8. Кончик языка поднять вверх, расположить его у переднего участка твердого нёба. Переместить язык по нёбной поверхности зубов справа и слева, касаясь каждого зуба.
Тренировки мышц,
поднимающих нижнюю челюсть
Упражнения повторяются 5-10 раз в медленном темпе, на счет 1-2-3-4.
1. Губы сомкнуты, зубы сжаты. Усилить давление на зубы сокращением жевательных мышц.
2. Открыть рот, расположить указательные и средние пальцы на зубах и боковых участках нижней челюсти. Закрыть рот, оказывая сопротивление давлением рук. Можно использовать деревянную палочку с надетой на нее резиновой трубкой.
Познакомившись с упражнениями миогимнастики, мы еще раз убеждаемся в том, насколько тесно соприкосновение профессий логопеда и ортодонта.
В идеальном варианте, в штате специализированных речевых учреждений должна быть ставка ортодонта.
Подводя итоги всего сказанного, еще раз отметим, что приведенный в начале статьи материал служит для логопеда справочным. К нему можно прибегнуть, если появляются специальные, из области ортодонтии, вопросы в плане диагностики речевого нарушения, определения путей коррекции, рекомендаций родителям. И в этом случае логопеду не помешало бы научиться определять ортодонтические причины, приведшие к речевому дефекту и овладеть элементарной терминологией, используемой нашими ближайшими смежными специалистами. Работа логопеда в тесном контакте с ними ведет к повышению профессионального уровня и, следовательно, к более высоким результатам коррекционной деятельности.
Что касается вестибулярных пластинок и приемов миогимнастики, то итоги работы с ними говорят сами за себя. Благодаря этим аппаратам и методам существенно сокращаются сроки коррекции, что позволяет ребенку овладеть правильной речью в дошкольном периоде, что так необходимо для успешного обучения в школе.
Список использованной
и рекомендуемой литературы
1. Дистель В.А., Сунцов В.Г., Ваглер В.Д. Основы ордодонтии. М., 2001.
2. Калашникова И.Л., Минаева И.Н., Чапала В.М. Взаимосвязь работы логопеда и ортодонта. М., 2004.
3. Медицинская энциклопедия. Т. 2. М., 1988.
4. Персин Л.С. Ортодонтия. Диагностика, виды зубочелюстных аномалий. М., 1999.
5. Хинц Р. Вспомогательные средства для логопедической работы с детьми // Материалы междунар. конф. Германия, 2004.

 

© yourlogoped

Создать бесплатный сайт с uCoz